Пропало воображение

Ухудшилась память пропало воображение томография не обнаружила патологий |

image

Это будет один из самых моих серьезных постов. Написать об этой процедуре я решила отчасти потому, что сама ее очень боялась. Отчасти — чтоб рассказать с чем придется столкнуться в таком исследовании.

Первое замешательство у меня возникло на вопросе «Рекомендуете ли вы своим друзьям?». Что же, если у вас есть показания — обязательно. Но просто так — увы, вряд ли вы получите удовольствие от процедуры. Но обо всем по порядку.

Конечно, я не просто из любопытства отправилась делать МРТ головы. Исключительно по направлению врача, исключительно по медицинским показаниям. И учитывая, что я сама врач, я стараюсь избежать ненужных обследований. Все же здесь я решилась на эту процедуру

МРТ я делала в городской больнице, по направлению врача.

Стоимость — около 50$

Длительность — около 25 минут

Какие страхи вас поджидают?

Самое распространенное – это, конечно, Страх замкнутого пространства. Действительно – места там не очень-то много. Я не боюсь замкнутых пространств, поэтому я отделалась просто неприятными ощущениями.

Для меня более серьезным страхом было Найти что-то страшное в голове, а фантазия и знания успели нарисовать красочные картинки по поводу того, что же так можно все-таки найти!

Страх резких звуков/шумов. Да, они там есть. И еще какие. Если у вас болит голова, терпеть их сложно и проблематично. Но можно.

С чем можно сравнить эти звуки? Это словно вас поместили в эпицентр ремонта, где сверлят, стучат, гремя, бросают мебель и строительный мусор, работают перфоратором. Да, так себе удовольствие, но 20-40 минут можно потерпеть.

Страх того, что это вредно. Конечно, большой пользы ожидать не нужно от этого исследования. Но помните, что всему есть свои показания и противопоказания. Просто из любопытства не стоит делать такую процедуру. Если есть показания – вспомните, что вред от МРТ гораздо меньше (практически отсутствует), чем от КТ и смело идите обследоваться после консультации с лечащим врачом

Какие могут быть показания для МРТ?

В общем-то тут понятно — любые проблемы с головой, которые трудно диагностировать как-то по-другому, контроль лечения или если нужно «разобрать все по полочкам»

Наличия металлических протезов и клапанов в теле пациента;

Использования обследуемым клипс для восстановления крови, нервных стимуляторов, инсулиновых насосов и т. д.

Моя невролог почему-то назвала противопоказанием еще и беременность, хотя я нигде не нашла такой информации. НО! На всякий случай — если вы беременны — поговорите со своим гинекологом перед обследованием (если оно необходимо)

Что взять с собой?

Обычно список того, что нужно взять можно уточнить там, где вы будете делать исследование. Из максимально списка того, что может пригодиться:

— полотенце/пеленка – постелить ее, чтобы потом лечь

— бахилы (особенно они пригодятся, если вы делаете МРТ на территории больницы – там без бахил дальше гардероба вас просто не пустят). В частных медицинских центрах, конечно, бахилы вам выдадут и так

— CD-R диск – для того, чтобы вам записали само исследование, а не только выдали результат. С диском вы сможете обратиться еще к кому-то для расшифровки исследования, сможете сравнить результаты при последующих исследованиях.

— Паспорт (не знаю зачем — было написано, что он нужен, но у меня его никто не сравнил)

— Направление (если оно есть в печатном виде)

Вот, в общем-то и все, что потребовалось мне. Но лучше уточнить что нужно там, где будете делать вы исследование.

Как это происходит? Или как это было у меня…

После предварительной записи прихожу на исследование. Меня проводят в кабинет, показывают аппарат. Напоминают про противопоказания и спрашивают – «нет ли у вас чего-то из списка противопоказаний?».

Напоминают, что не должно быть металлических предметов на теле/одежде (и дело не только в том, что они могут от вас улететь – они могут сломать сам аппарат). И вот, после небольшого инструктажа меня укладывают на специальный стол, надевают на голову фиксатор (видимо, чтоб головой не крутила).

Смотреть в низковисящий потолок скучно, потому я в скоро времени закрыла глаза и пыталась расслабиться. Не очень получалось, т. к. звуки напрягают. Это и стуки, и свист, и визг и как будто сверление. В общем — звуки у стоматолога после МРТ могут показаться раем!

Ты теряешь счет времени в этой капсуле. Не понимаешь сколько прошло, сколько еще ждать. Просто лежишь и пытаешься на что-то отвлечься. Ближе к концу исследования появляется еще и вибрация ко всем прочим звукам.

И вот, наконец-то наступает тишина. В кабинет заходит мед. работник, выдвигает стол из капсулы, снимает фиксатор и отправляет ждать заключение.

Заключение отдает доктор минут через 20-30. Все это время сидишь в коридоре и отходишь от процедуры.

Кроме заключения отдают диск со всеми срезами. На диске записано несколько режимов исследования. По тому, в каких режимах отклонения — делают заключение по типу патологии (травма, сосудистая проблема, образование и т. д.)

Меня слегка пошатывало, кружилась голова. Не скажу, что было совсем плохо, но хотелось присесть. И гудело в голове очень сильно (видимо, последствия звуков громких). Минут за 20-30 отошли все эти ощущения и я вернулась в свое привычное состояние. Может, я, конечно, и надумала это ухудшение состояния, т. к. теоретически такого быть не должно (это я как врач говорю)

Если это исследование вам необходимо — не нужно бояться! Оно наиболее информативно для изучения мозга и наиболее безопасно. Если есть такая возможность — возьмите с собой кого-то, чтоб вас подождали в коридоре, понаблюдали за вами после процедуры. За руль сразу после исследования лично я побоялась садиться, хотя уже через 20 минут чувствовала себя как обычно

Что-то с памятью моей… (расстройства памяти)

Я хочу сказать, что, видимо, не зря во всех религиях мира существуют похожие заповеди. Тело и душа неразрывно связаны. И если человек придерживается выработанных веками правил жизни, то и главный управляющий орган его тела — мозг сохраняет работоспособность, независимо от возраста.

Вот почему я против бездумных тренировок в фитнес-клубах, накручивания километров на тренажере. Несложная физическая работа «по делу» оказывается гораздо эффективнее «пустого» накачивания мышц.

И не забывайте о завещанном Николаем Амосовым правиле: после 40 лет физическую нагрузку лучше не сокращать, а наращивать. Но — в сверхмалых дозах и постепенно.

А полчаса перед сном для зарядки или пешей прогулки может найти каждый.

На вас накричал начальник? Вы ему ответить не можете, и вымещаете зло на соседе по троллейбусу, на своем ребенке.

Психологическая защита замещает одну причину эмоционального всплеска другой, в итоге возникший конфликт вообще может быть забыт.

При хронической амнезии большую роль играют поддерживающие меры. Например, ориентировку во времени облегчит использование больших часов, календарей и радио. Регулярный режим, стабильный распорядок дня, встречи со знакомыми — все эти мелочи способствуют улучшению положения.

Ну а если человек не в состоянии воспринять новую информацию, можно записать дозировку лекарств, местонахождение каких-то документов и прочих необходимых вещей.

Да и вообще, почувствовав участившуюся забывчивость, следует завести записную книжку-дневник, делать там пометки и почаще в них заглядывать. Тогда вы не пропустите важного свидания и вовремя поздравите тещу.

А куда-то запрятав в очередной раз ключи, постарайтесь стимулировать воображение и воспроизвести свои действия: как вы открывали дверь, что держали в руках, куда шли и что делали.

Источники:

Http://irecommend. ru/content/dlya-tekh-kto-ne-boitsya-zaglyanut-vglub-svoikh-mozgov

Http://www. fpss. ru/gazeta/ills/2484/

Источник: http://live-academy.ru/uxudshilas-pamyat-propalo-voobrazhenie-tomografiya-ne-obnaruzhila-patologij/

Как развить фантазию и воображение?

image

Здравствуйте читатели сайта www.worldmagik.ru.

Я уверен, что современный русский человек обязательно наделен образным мышлением и фантазией. Если кто-то из Вас считает, что Ваша фантазия не развита, то это проблема находится исключительно в Вашей голове.

Фантазия это как мышцы – мы его чувствуем тогда, когда начинаем нагружать его. Ведь для того, чтобы мышцы были огромными, их надо постоянно тренировать. Чтобы развить фантазия и образное мышление – их тоже надо тренировать.

Вот об этом и поговорим ниже.

Что такое воображение (фантазия)?

По-вашему, что такое воображение? Если у Вас не хватает фантазии, чтобы ответить на этот вопрос, то у Вас серьезные проблемы с воображением! Шутка! Фантазия или воображение – это не нечто абстрактное и неосязаемое. Как раз наоборот. Фантазии необходимо задать некоторое направление, заставить работать по какой-то одной области. Воображение это не то, что либо оно есть, либо его нет.

Воображение или фантазия – это психическая способность, которая помогает создавать воображаемые представления, не находящих действительного отражения во внешнем мире. Фантазия есть у всех, просто его кто-то тренирует, а кто-то нет. Значит, для развития фантазии и воображения нужны упражнения!

Еще раз повторюсь. Забудьте о том, что у Вас нет ни чувства юмора, ни креативности, ни воображения, машины, квартиры, любимой работы, парня… Стоп! Что-то я расфантазировался. Все это ложь.

Для развития воображения и фантазии лучше всего подходит творческая деятельность. Вам нужно развивать правое полушарие мозга, который как раз и отвечает за креативность и фантазию. Напомню, что в школе Вы развивали левое полушарие мозга – логическое мышление.

Так вот, что это за дела такие, которые помогают развить фантазию? Как Вам рисование? Это отличнейший способ развить воображение и фантазию. Ведь чтобы что-то нарисовать, сначала нужно это придумать, причем в своей голове, и уже потом переносить свои мысли на бумагу.

Если Вы также плохо рисуете, как и я, то я Вам рекомендую завести толстую тетрадь и рисовать сюжетные истории. Я в детстве именно этим и занимался. Я придумал персонажей (я в главной роли), образ, внешний вид и на каждой страничке рисовал какое-то одно событие.

Например, в меня стреляют, а я пули перепрыгиваю. На следующей страничке я рисовал, как стреляющий падает от удара моей ноги. И так далее. А че, всем в детстве хочется побыть суперменами. Когда я изрисовывал 98 листов, получался некий мультик, который можно было пролистывать.

Эх, до сих пор с ностальгией открываю эти тетрадки.

А почему бы Вам не попробовать стать дизайнером? Например, web-дизайнером или стилистом, или кем-то другим, кем Вам больше нравится! Ведь там как раз работает фантазия. Тогда найдите себе профессию, где Вам нужно будет постоянно ее использовать. Рекламное агентство, хореограф, можете изучить программу фотошоп и рисовать там. Да что угодно, главное чтобы Вам нравилось.

А как Вам следующее блюдо – сочинительство! Вы можете снова взять толстую тетрадь и начать писать всякие истории, мини сказки.

Когда Вы начинаете что-то сочинять, Ваш ум напрягается, концентрация увеличивается, и начинается мозговой понос (простите за мою фантазию). Вы просто остановиться не можете.

Изобретательство тоже отличный инструмент для развития фантазии. Вы можете попробовать собрать стул из подручных предметов, или соорудить гранату, чтобы она взорвалась. Ой! Я кажется опять… Я советую Вам купить «Лего» или какой-нибудь конструктор.

Мазайка тоже подойдет. Я помню в детстве, у меня был железный конструктор, и я по схеме собирал машины. Мне это очень нравилось. «Лего» это тоже конструктор, который дает свободу Вашей фантазии. Вы можете собрать все, что Вам заблагорассудиться.

Еще я Вам рекомендую находить нестандартные решения Ваших проблем. Здесь Вам понадобится вся сила Вашего мозга. Обычно, человек, когда сталкивается с проблемой, он находит, как правило, не больше двух вариантов ее решения. А может быть вообще их не находит. Только скулит да ворчит. А Вы делайте иначе.

Возникла проблема – найдите 5-12 решений, а лучше больше. Подключайте свое воображение, думайте. Другой аналогичный способ, это, например, когда Вы думаете, как увеличить свой ежемесячный доход на 20%. Здесь тоже без мозговых усилий не обойтись.

Старайтесь находить сумасшедшие решения, которые кажутся совершенно нелепыми.

И последний способ развить фантазию и воображение – делайте привычные вещи не так, как обычно. Это поможет Вам разнообразить жизнь. Завтра понедельник и Вы едите на работу? Придумайте новый маршрут.

Привыкли кушать на утро одно и то же? Приготовьте себе новое блюдо, которое никогда не готовили.

В конце-то концов, начните подтирать задницу левой рукой! Ведь это уже не привычно, и Ваш мозг в этом нуждается.

Между прочим, у одних людей преобладает логическое мышление, а у других воображение. Вы можете быть сильны в математических вычислениях, анализе, прогнозах, сложных расчетах.

Вот этой сильной стороной пользуйтесь. Если Ваше воображение никак не хочет включаться, значит Вам это просто не дано. У других бывает наоборот, логика слаба, зато фантазии нет предела.

Развивайте то, что Вам дается легче. Чао!

Источник: http://www.worldmagik.ru/article/93/1

Лишенный воображения:

image

Хелен Томсон BBC Future

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Когда у вас нет способности к визуализации, вы даже не можете строить воздушные замки

Представьте себе, каково это — осознать, что вам за всю жизнь ни разу не удалось визуализировать что бы то ни было. Обозреватель BBC Future побеседовала с 42-летним человеком, чей внутренний мир начисто лишен зримых образов.

Закройте глаза и представьте себе лицо любимого человека — какого цвета у него глаза, каковы на ощупь волосы, как выглядит его кожа… Получилось? А вот у Филипа это не получалось никогда.

42-летний Филип, фотограф из канадского города Торонто, счастлив в браке, но совершенно не может увидеть внутренним оком лицо своей жены — потому что его внутреннее око слепо.

Когда он думает о чьем-либо лице, оно представляется ему как сущность, как умозрительное понятие, но не как мысленный образ.

Эта особенность, которую назвали «афантазия», была описана совсем недавно и побудила ученых пересмотреть свои взгляды на явление, которое мы так часто принимаем как должное, — наше воображение.

Более того, изучение этого феномена открывает для всех нас новые перспективы развития своих способностей к визуализации, которые могут помочь укрепить память, повысить уровень эмпатии и даже разработать новые способы лечения зависимостей и тревожных состояний.

Впервые афантазия была диагностирована в 1880 году, однако недавно это явление привлекло повышенное внимание ученых благодаря исследованию, проведенному в 2015 году Адамом Земаном и его коллегами из Эксетерского университета (Великобритания).

Британские ученые изучили свидетельства более двух десятков человек, утверждающих, что неспособны мысленно воспроизводить образы.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Люди с афантазией мыслят словами и понятиями, но не образами

В некоторых случаях Земан выявил отдельные непроизвольные вспышки визуализации во время сна и бодрствования, хотя участники и утверждали, что неспособны воспроизвести в уме какой-либо образ по желанию.

Кроме того, большинство добровольцев заявили о том, что затрудняются вспоминать события, имевшие место в прошлом. Вероятно, такая неспособность к визуализации компенсировалась у них талантом к математике, логике и решению задач вербального характера.

Классическим примером является случай Филипа. Когда он спит, он видит во сне те же зрительные образы, что и все мы, но в период бодрствования он совершенно не в состоянии воссоздать в уме какую-либо картину.

«Когда я закрываю глаза, я вижу лишь внутреннюю сторону своих век. Просто пустоту, — рассказывает он. — Я никогда не представлял, что люди могут мысленно воспроизводить образы, когда не спят».

«Когда мне говорили «представь себе» или «попробуй считать овец», я думал, они просто говорят об этом в переносном смысле».

Если вы способны мысленно видеть образы, очень трудно себе представить, как можно без этого жить.

Для того чтобы понять, что такое «слепое внутреннее око», попробуйте подумать о каком-нибудь абстрактном понятии, таком как «мир».

За исключением метафорических образов вроде голубя, никаких очевидных изображений при этом в голову не приходит, однако же вы способны понять и представить себе, что это такое.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Анализировать мысли другого человека по определению сложно, но ученые нашли несколько способов

Когда Филип пытается вообразить чье-нибудь лицо, умом он понимает, из чего оно состоит, но никак не может мысленно его увидеть.

«Очень трудно объяснить, что происходит, когда я думаю о таких вещах, — говорит он. — К примеру, если я пытаюсь представить себе лицо своего отца, я знаю, что у него голубые глаза, помню размер его носа, но никаких других подробностей я описать не могу, потому что не в состоянии вызвать в памяти его лицо. Я ничего не вижу».

Представьте себе

Для того чтобы понять, как различаются образы в голове у каждого из нас, необходимо научиться их измерять — однако анализировать мысли другого человека по определению сложно.

Сотрудник Университета Нового Южного Уэльса (Австралия) Джоэл Пирсон нашел способ: он научился не только объективно измерять воображение, но и манипулировать им.

Он научился не только объективно измерять воображение, но и манипулировать им

Для этого он использует метод «бинокулярного соперничества». Этот простой способ основан на том, что человеку в течение короткого времени предъявляют два разных изображения — скажем, зеленые полоски и красные точки — одно перед левым глазом, другое перед правым.

Этим процессом можно манипулировать, если настроить мозг на одно из изображений.

Так, если показать его человеку до начала выполнения задачи, при последующем одновременном предъявлении обоих изображений мозг с большей вероятностью воспримет именно его.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption При афантазии может быть затруднено выполнение самых простых задач, таких как поиск своей машины на парковке

То же происходит, если попросить участника исследования представить себе один из образов: при выполнении последующих задач вероятность восприятия именно этого изображения повышается.

При этом чем живее у человека воображение, тем больше вероятность увидеть этот образ в ходе следующего эксперимента.

Пирсон провел несколько сотен таких исследований и нашел способ измерять силу воображения человека.

Теперь все ясно

Филип лишь недавно узнал о том, что видит мир не так, как все люди.

Он наткнулся в интернете на запись передачи, в которой рассказывалось об афантазии и неспособности мысленно видеть образы. По его словам, для него это было полной неожиданностью.

«Я подумал: что? Вы хотите сказать, что кто-то это умеет?». Ему показалось, что это шутка, и он решил проверить на своей четырехлетней дочери.

«Я спросил ее, может ли она представить себе яблоко, и она ответила: «Да, оно зеленое». Я был потрясен».

Внезапно многое в жизни стало понятно. У него всегда была ужасная память. «Я очень плохо запоминаю имена и лица людей, но теперь я знаю, что другие просто представляют себе их внешне и, конечно, им легче запоминать такие вещи».

Кроме того, ему бывает трудно найти свою машину на парковке — возможно, из-за того, что он не может визуализировать то место, где оставил ее.

«Мне всегда приходится фотографировать свою машину на стоянке или записывать название соседнего магазина, иначе я могу потом искать ее целый час».

Они обнаружили, что размер зрительной коры — участка головного мозга, отвечающего за восприятие изображений, — коррелирует со способностью человека к визуализации.

В своей неопубликованной работе, представленной в мае на конференции под названием «Внутренний мир внутреннего ока» в городе Норидже (Великобритания), Пирсон также описал, как меньшая активность клеток мозга на этом участке стимулирует работу воображения.

Эта информация позволяет его сотрудникам планировать эксперименты, связанные с манипулированием активностью этих клеток головного мозга с помощью неинвазивной стимуляции мозга в целях изменения способности людей к визуализации.

Вполне можно представить себе, как результаты этих исследований помогут людям развить воображение

Ученые надеются сократить число навязчивых мысленных образов, которые сопутствуют таким состояниям, как повышенная тревожность, зависимость и посттравматическое стрессовое расстройство.

«Возможно, нам удастся уменьшить силу этого визуального ряда», — полагает Пирсон.

С другой стороны, он считает, что эта методика также может быть полезна для развития способностей к визуализации.

«Легко представить себе, что люди могут пожелать развить свое воображение для укрепления других аспектов когнитивной деятельности, в которых участвует этот навык», — говорит он.

К примеру, мы знаем, что можем улучшить память, воссоздавая в уме яркие образы, и что отсутствие способности вызывать в памяти картинки влияет на нравственное суждение людей.

«Теоретически, можно также манипулировать процессом визуализации для уточнения показаний свидетелей, принятия более этичных решений, улучшения памяти, обучаемости и так далее», — убежден Пирсон.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Филип спросил свою дочь, может ли она представить себе яблоко. Когда дочь ответила, что оно зеленое, он был потрясен

Однако если визуализация участвует в столь многих аспектах повседневной жизни, почему у таких людей, как Филип, не возникает более серьезных проблем?

«Несмотря на то, что люди, обладающие развитыми способностями к воссозданию в уме различных образов, обычно лучше справляются с задачами на запоминание, — поясняет Пирсон, — у людей с афантазией это тоже получается неплохо».

«По их словам, они опираются на семантику, алгоритмы или геометрию — абстрактные невизуальные стратегии».

Если мозг способен воспроизводить образы, человек использует эту возможность для решения определенных задач — а если нет, он обычно вырабатывает другие стратегии, которые могут функционировать ничуть не хуже».

Филип с ним согласен: «Я уверен, что мой мозг компенсирует это в каких-нибудь других сферах».

К примеру, он прекрасно подражает голосам других людей. «Я могу воспроизвести любой голос, любой акцент. Я не понимаю, почему другим людям трудно это сделать. Я могу мысленно слышать голоса людей, как если бы они говорили наяву. Возможно, одно компенсирует другое».

Здесь и сейчас

Если зайти на онлайн-форум для людей с афантазией, быстро становится ясно, что многие из них считают эту особенность благоприятной.

Один из пользователей убежден, что афантазия помогает ему жить здесь и сейчас. «Если ты неспособен вообразить себе будущее, [значит] ты не можешь в нем жить. То же касается и прошлого», — говорит он.

Остальные с ним соглашаются. «Поскольку ты не можешь заново пережить никакой момент, начинаешь немного больше ценить каждое мгновение», — считает другой пользователь.

Филип тоже сосредоточен на настоящем больше, чем на прошлом или будущем.

«Я не люблю строить планы, мне трудно думать о будущем, и я забываю, что собирался сделать, если не записал это куда-нибудь, поэтому обычно я реагирую спонтанно и очень хорошо умею делать все экспромтом».

Другие участники форума радуются тому, что им не приходится вновь и вновь переживать перенесенную психологическую травму или хранить в памяти образы страшных или печальных моментов своей жизни.

«Я видел, как моя девушка корчится в конвульсиях от передозировки, — рассказывает один человек. — Я благодарен судьбе за то, что не помню эту картину [визуально] и не переживаю эту травму много раз подряд».

И так же, как нам может быть сложно представить себе свой внутренний мир без образов, людям с афантазией непонятно, как можно видеть внутренним взором то или иное изображение.

Одна из посетительниц форума рассказывает о том, что мысленно описывает для себя каждое воспоминание или вещь словами.

«Слова — прекрасная штука, — считает она. — Мне почти жаль людей, которые заменяют их образами. Конечно, картинки — это тоже замечательно, но я предпочитаю свои любимые слова».

Ну а пока Филип с трудом привыкает к новой для себя действительности. «Так странно, что мне никогда раньше это не приходило в голову, — удивляется он, — что я никогда не представлял себе, как люди могут воображать себе какие-нибудь картины».

«Почему мне никогда никто об этом не говорил? Я никак не могу взять этого в толк».

  • Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.

Источник: https://www.bbc.com/russian/verticals/vert_fut/2016/06/160614_vert_fut_when_your_mind_is_blind

Фантазировать – вредно?

image

Психолог и психотерапевт Анастасия Бондарук – о том, как пользоваться фантазией с пользой для себя и не давать воображению управлять нами.

Многих людей сегодня волнует вопрос о пользе и вреде фантазирования. Действительно, в фантазии можно «уйти», они способны поглотить, привести к тому, что человек может возомнить о себе. Однако фантазия может перерасти в проект, произведение искусства и даже может быть использована в науке.

Например, в своих дневниках инженер-физик Никола Тесла писал: «Я не спешу приступить к практической работе. Когда у меня рождается идея, сразу же начинаю развивать её в своем воображении: меняю конструкцию, вношу улучшения и мысленно привожу механизм в движение… Таким образом, я могу быстро развивать и совершенствовать концепцию, не прикасаясь ни к чему».

Так в чём полезность и вредность фантазии?

Если мы обратимся к трудам отцов Церкви, то встретим высказывание святителя Феофана Затворника: «Фантазия творит совершенно новые образы, хотя из прежнего материала и большею частию по готовым или известным уже образцам. В ней должно различать деятельность хорошую – дельную – и движения беспорядочные – самовольные…».

В практике духовничества работа с образом, фантазией широко использовалась. Вспомним расхожий совет наставника для послушника.

Звучал он примерно так: «Если тебе понравилась какая-либо девушка, представь ее лежащей в гробу. Тело ее покрыто струпьями…».

Образы часто встречаются и в Евангелии – образ смоковницы, образ жемчужины как символа Царства Небесного. Это то, что мы можем назвать полезными образами по святителю Феофану Затворнику.

Интересно пишет о работе фантазии преподобный Никодим Святогорец в своём труде «О хранении чувств»: «…Так, например, если кто-то ест лимон, а рядом стоит другой и смотрит на него, то у этого другого начинает выделяться слюна. Но то же испытывает и тот, кто только представит себе лимон в своём воображении?..».

Святитель Феофан Затворник указывал, что «низшие способности познания суть: наблюдение внутреннее и внешнее, воображение и память…».

Иоанн Дамаскин в своём труде «Точное изложение православной веры» пишет: «Как мы знаем, вследствие чувственного восприятия в душе образуется впечатление, называемое представлением…».

Поэтому само воображение опасно считать душевредной силой, как и всякую способность души. Важно научиться его использовать «в мирных целях».

Зачем ребёнку фантазировать?

Мозг человека способен сохранять наш прежний опыт. Если бы он умел только это, человечество могло бы лишь приспосабливаться. Но Господь даровал человеку способность, можно сказать, пророческую, творческую – моделировать и строить будущее. И все модели сперва возникают в мышлении, как представление, как образ, а значит – как фантазия.

Воображение лежит в основе любой культурной деятельности человека, в основе художественного, научного, технического творчества. Любое новшество, изобретение, книга рождались сначала в воображении. Воображать человек начинает с детства, а значит – начинает творить.

Психолог Лев Выготский пишет:

«Один из самых важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка.

Уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые всего лучше выражаются в играх детей.

Ребенок, который, сидя верхом на палке, изображает, что едет на лошади, девочка, которая играет с куклой и воображает себя ее матерью… – все эти играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества».

Так действительность формирует воображение, а воображение – действительность через продукты любого вида творчества.

…Лиду привела мама. Девочке было пять лет. Худенькая, робкая, немного зажатая и смущённая. Она зашла в кабинет, как бы стараясь занимать поменьше места. Средний ребёнок в семье, Лида получала достаточно много внимания, мама не работала. Отец любил детей, проводил с ними своё свободное время.

Мама жаловалась на то, что Лида была малоэнергичной, болезненной девочкой, которая не очень-то любила играть с детьми.

Родители имели высшее образование и старались давать детям много научной информации об окружающем мире, читали им и сказки. Когда я предложила девочке игрушки, она выбрала корову и собачку.

Когда я стала обсуждать эту проблему с мамой, оказалось, что Лида постоянно пыталась рассказать ей свои «придумки». Это были еще мало связные обрывки, иногда с пугающими маму героями, в них не прослеживался чёткий сюжет. Маму это раздражало, и она резко останавливала ребенка, потому что просто не понимала, как к этому относиться.

Я предложила Лиде рассказать о своих «придумках». Мы их рисовали, лепили. Девочка, рассказывая о них, оживала, лицо её заливалось румянцем, она определяла для меня разные роли в этих «придумках», и, похоже, у нее проклёвывался организаторский талант.

Мама заметила, что и дома Лида пытается объединить семью в какой-нибудь новой, ею придуманной игре. Конечно, игры были не всегда структурированы, понятны, правила сбивались и путались.

Иногда на их прояснения уходило часа два и играть так никто и не начинал.

Но вся семья, в том числе и ребенок, оживлённо участвовали в прорисовке карт и распределении ролей, поиске инвентаря и разработке сценариев игр.

Что-то так и осталось в проекте, что-то переросло в игру, но важно, помимо других положительных эффектов, то, что Лида научилась быть организатором, начала активно использовать эти навыки в общении с подругами, которые стали у неё появляться во дворе, научилась находить место своему внутреннему миру во внешнем.

Зажатость почти ушла, девочка перестала робеть, у неё появилось больше энергии. Мама стала замечать, что витальность ребёнка становилась всё более стабильной. Если мама уставала слушать «придумки», то Лида их рисовала, вырезала и каким-то образом пыталась выразить в подручных материалах. Так вырос уже целый том…

Фантазия и действительность

Бытовое представление, что фантазия совсем оторвана от действительности, ошибочно. Во-первых, любая фантазия может строиться только на впечатлениях от реальности, т.е. на том, что человек воспринял.

Об этом хорошо пишет преподобный Никодим Святогорец («О хранении чувств»): «Воображение – это широкая доска, на которой изображается то, что мы видели глазами, о чём слышали ушами, что чувствовали и осязали».

Лев Выготский раскрывает это через образ избушки на курьих ножках: её не существует, но элементы, из которых построен этот сказочный образ, взяты из опыта человека.

Можно добавить, что и сама сказка, читаемая ребенку на ночь, становится опытом и человека, и семьи, и рода, и страны.

Кстати, очень многие учёные увидели результаты своих многолетних исследований именно как вспышку воображения, как озарение. Так обрывочные пазлы представлений складываются в целостную картину, взгляд, гештальт. И эта возможность воображения также важна.

Например, ребёнок урок за уроком изучает особенности какого-либо великого события.

Он узнаёт о том, что ему предшествовало, какие тогда жили люди, как они одевались, какие у них были обычаи и нравы, как они строили и развивались. Всё это должно выстроиться в картину, и это задача воображения.

Такая форма работы становится возможной благодаря чужому опыту, опыту социума, и расширяет личный опыт ребёнка и взрослого.

Проблемы воображения

Проблемы возникают не тогда, когда человек использует своё воображение, а когда он относится к нему особым, можно сказать, болезненным образом. Например, магическое мышление.

В «Большой энциклопедии по психиатрии» можем прочесть о том, что магическое мышление – это в самом общем виде убеждение, что можно влиять на действительность своими мыслями, фантазиями, желаниями.

В качестве нормального это явление до некоторой степени свойственно детям, до 3-5-летнего возраста считающим, что их мысли являются причиной или эквивалентом происходящего во внешней действительности, а также представителям «примитивных» культур.

Вспоминаю историю девушки, очень красивой и успешной в своей профессии, которая рассказывала мне, что её мысли и фантазии влияют на действительность.

«Вот, например, еду за рулём и хочу припарковаться. Думаю: вот бы крайнее место на стоянке было свободно. Начинаю посылать Вселенной сигнал, подъезжаю – а место свободно.

И с молодым человеком я всегда воздействую на него мысленно, на расстоянии, чтобы он мне позвонил. Также я составила доску визуализации, где у меня есть всё. Вот только он не предлагает мне выйти за него замуж.

А на доске у нас трое детей. Как мне достичь всего этого?».

В ответ на мои попытки поставить под сомнение силу её воздействия девушка задумалась и сказала, что она и сама часто сомневается, но на тренинге ей объяснили, что это всё работает и Вселенная всегда даст ответ.

В принципе, многого из того, что было на доске, она достигла. Купила машину, квартиру. Но во что упирается сила мысли девушки? В свободу воли другого человека. Жениться её парень не хотел, а встречались они уже много лет. И цепочка «моя мысль» – «послушная Вселенная» – «послушный парень» явно давала сбой.

Так и в православном сознании может сочетаться несочетаемое: вера в Промысл Божий и вера в то, что человек может магически управлять обстоятельствами своей жизни и использовать, например, силу мысли или мыслеобраза для управления действительностью.

Корни проблемы

«И вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3,5). Этим соблазнились первые люди, этим соблазняемся и мы, забывая, что «всякого блага Промысленник и Податель» есть Господь, начиная искать власть влиять на людей и события.

Конечно, мало кто сознательно фантазирует, что может стать «богом» в «царстве земном», но многие ощущают себя именно так и ищут тому подтверждения в обстоятельствах жизни. Так проявляет себя защита, называемая «всемогущий контроль».

У некоторых людей потребность испытывать чувство всемогущественного контроля и воспринимать происходящее с ними как обусловленное их собственной неограниченной властью совершенно непреодолима. Если личность ищет удовольствия от ощущения, что она может эффективно проявлять и использовать собственное всемогущество, есть основания рассматривать её как психопатическую.

А о достижении результатов во что бы то ни стало… Известная киноактриса Одри Хепбёрн в своих мемуарах вспоминала о том, как не стала когда-то балериной. Какой это был жёсткий удар для неё. И как впоследствии она была этому рада:

«Учительница мадам Рамбер не скрывала своего мнения: слишком высокая, слишком тощая, слишком неразвитая для таких лет.

Я обещала заниматься с утра до вечера, чтобы догнать остальных, и действительно делала это, но природу не изменишь.

Мадам Рамбер была резка и откровенна, за что я ей благодарна, потому что, пожалей она меня тогда, я стала бы заштатной балериной, но точно не стала бы актрисой».

Иногда наши неудачи нам так же полезны, как и удачи. Об этом всё время напоминает человеку христианство.

Здоровье и патология

Исследователи шизофрении обоснованно утверждают, что мы вынуждены проводить различие между здоровой и патологической фантазией. Здоровая фантазия является в своей основе подготовкой для действия во внешнем мире. Патологическая фантазия используется как средство для поддержания контакта с фантазийными объектами, в то же самое время отделяясь от объектов действительности.

И здесь обратимся к Гарри Гантрипу и его описаниям шизоидной личности:

«Отношение к внешнему миру…: невовлечённость и отчуждённое наблюдение… Чем больше люди отрезают себя от человеческих взаимоотношений во внешнем мире, тем более они погружаются в эмоционально заряженные фантазийные объектные отношения в своём внутреннем психическом мире; крайним пределом является состояние психотика, живущего исключительно в своём внутреннем мире».

Если попытаться подытожить смысл сказанного в цитатах великих, то начать можно с высказывания Федерико Гарсиа Лорки, что воображение – синоним способности к открытиям, а закончить словами Михаила Салтыкова-Щедрина: «Ничем не ограниченное воображение создаёт мнимую действительность».

Анастасия Бондарук

Источник: https://www.pravmir.ru/voobrazhenie-mezhdu-tvorchestvom-i-boleznyu-1/

Поделиться:

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации