Классификация нарушения слуха у ребенка: причины появления симптомов и методы лечения
Чем быстрее обнаружена утрата слуха, тем больше шансов, что вследствие лечения либо оперативного слухопротезирования дошкольник овладеет речью и сумеет в соответствии с нормой совершенствоваться и обучаться.
Классификация нарушения слуха у ребенка:
Глухой не слышит разговор находящихся вокруг и при применении слуховых устройств. Ребята с глухотой учатся в специализированных организациях и школах. Глухота имеет четыре степени в связи с порогом улавливаемых звуков. Плохо слышащие разговор находящихся вокруг слышат с затруднениями, нуждаются в применении слуховых устройств.
Патогенез
Все без исключения патологии слуха делят на три категории:
- потомственные;
- природные;
- полученные.
Глухота, в свою очередь, разделяется на кондуктивную, которая сопровождается патологиями звукопроводной системы, и нейросенсорную, характеризующуюся тем, что испорчена звуковоспринимающая система.
Неблагоприятными условиями, провоцирующими появление глухоты и тугоухости, являются:
- тяжелая беременность матери в данный промежуток патологии этапа новорожденности;
- вирусные заразы;
- заражение инфекциями;
- заболевания лор-органов;
- использование токсичных лекарств в период беременности, что требует выполнения заблаговременной диагностики слуха у новорожденных детей.
Реакция на звуки у только что родившихся возникает через 2-3 недели после появления на свет. Гуление переходит в лепетание через 4-5 месяцев.
В случае если у отца с матерью возникают сомнения, что ребенок не откликается на звуки, гуление со временем затухает, не переключаясь в лепетание, а в более позднем возрасте останавливается речевое развитие, родители обязаны незамедлительно проинформировать своего участкового педиатра либо отоларинголога.
Специалисты говорят о следующих причинах патологии:
- Нарушения слуха могут передаться от отца, матери и других родственников. К тому же проблемы со слухом могут возникнуть через несколько поколений посредством рецессивных генов.
- Генетические нарушения, разнообразные мутации. Могут произойти в результате неправильного образа жизни одного или обоих родителей, плохой экологии, загрязненности окружающей среды, а также при злоупотреблении родителей алкоголем, никотином или же наркотическими и психотропными веществами.
- Неправильный образ жизни будущей матери во время беременности. Курение, алкоголь, наркотики, в некоторых случаях употребление нездоровой пищи или пониженная активность могут привести к патологиям.
- Болезни, перенесенные во время беременности, также могут сказаться на развитии слуха малыша.
- Родовые травмы, неправильно проведенное кесарево могут негативно сказаться на состоянии здоровья новорожденного. Болезни, инфекции, перенесенные в первые месяцы жизни, могут негативно сказаться на слухе ребенка.
- Аденоиды – мелочь, которая доставляет немало дискомфорта ребенку и много хлопот его родителям. При обнаружении аденоидов отоларингологом их необходимо своевременно удалить, после чего у ребенка пройдут проблемы со слуховым органом.
Симптомы
Нарушения слуха очень тесно переплетаются с задержкой в интеллектуальном или психологическом развитии, так как, не слыша большинства звуков и/или не умея их воспроизводить, ребенок не умеет адекватно воспринимать мир, реагировать на те или иные вещи и просто общаться со сверстниками.
Чтобы предупредить дальнейшие ухудшения слуха и предотвратить отклонения в развитии, необходимо как можно раньше обратиться к специалисту. Итак, симптомы нарушения слуха у ребенка:
- В первые недели и месяцы жизни новорожденного диагностировать какие-либо нарушения необычайно сложно. Развитие детей происходит по-разному, однако если малыш в течение трех-четырех недель ни разу ни среагировал на голос матери или не вздрогнул при громком шуме, следует обратиться к педиатру.
- Если до пяти месяцев ребенок не воспроизводит никаких звуков, то это опасный симптом. Возможно, он ничего не слышит.
- Опять же, если до года малыш не пытается сказать слова, воспроизвести звуки, похожие на речь, – это очень плохой симптом, говорящий о тугоухости, глухоте, в некоторых случаях – аденоидах и связанной со всем этим задержкой в развитии.
- Если маленький ребенок пытается воспроизводить звуки лепетанием или каким-либо другим способом, но у него наблюдаются задержки или нарушения развития – необходимо обратиться к врачу (т. к. задержка в развитии может возникать из-за нарушения слуха).
- Переспрашивание, реагирование только на громкую речь – симптомы нарушения слуха у детей постарше.
Тугоухость
Тугоухость — потеря функциональности органов слуха, напрямую связанная с возникновением определенных сложностей в восприятии человеческого голоса и сопряженная с сокращением словарного запаса.
- Кондуктивная разновидность тугоухости непосредственно связана с возникновением препятствий на пути восприятия и передачи звука (звуков). Звуки окружающего мира не передаются по слуховому каналу от среднего внутреннему уху. Распространенный пример: скопление ушной серы в ушном канале, деформация или травма барабанной перепонки, развитие процесса воспаления в ушном канале.
- Сенсоневральная разновидность тугоухости вызвана общим снижением функциональности органов слуха, обусловленным возникновением и развитием заболеваний слухового нервного канала или одного из отделов слуха в коре головного мозга человека. Первопричиной данной разновидности является осложнение при заболевании вирусными заболеваниями (групп), развитие патологических заболеваний сердечно-сосудистой системы, систематическое пребывание в стрессовых ситуациях и нервное истощение, постоянное нахождение в зашумленной среде.
- Смешанная разновидность тугоухости обусловлена потерей функциональности органов слуха при травмах головы, после длительного приема медикаментов, осложнений воспалительных процессов в органах слуха, перенесенных ушных заболеваний. Смешанная разновидность тугоухости зачастую проявляется вследствие воздействия на органы слуха вибраций и громких монотонных шумов, после перенесенных гипертонических заболеваний, атеросклероза. В преклонном возрасте смешанная разновидность тугоухости обусловлена сниженным кровоснабжением органов слуха.
Глухота
Глухота — снижение функционирования органов слуха, при котором самостоятельное развитие речевого аппарата невозможно.
Глухота является сложной формой нарушения функционала слуха, так как зачастую проявляется у детей с самого рождения и несет ряд осложнений для социальной адаптации детей.
Возникновение глухоты происходит из-за генетической наследственности или появления патологий в перинатальный период развития малыша.
Патологии фонематического слуха у малышей
Нарушение фонематического слуха у детей называется дислалией. При этом заболевании человек не может произносить правильно звуки, при этом происходит их смешивание, и это чем-то напоминает речь трехлетнего ребенка. Но у детей этого возраста такая речь считается нормой. О заболевании можно говорить, если речь не меняется по достижении четырех лет.
Основными признаками нарушения фонематического слуха у детей считаются:
- замена звуков;
- пропуск звуков в своей речи либо их перестановка;
- слабое разделение звуков (часто встречается замена «ш» на «с»).
Причины дислалии
Причинами нарушения могут стать:
- иммунодефицит;
- инфекционные заболевания;
- проблемы с щитовидной железой;
- плохое влияние социума;
- неблагоприятный пример (родители с дефектами речи).
Диагностика нарушения слуха у ребенка проводится несколькими специалистами. Лечение дислалии должно выполняться комплексно. Помимо неврологов, участие принимают родители, учителя и логопеды. Различные лекарственные препараты стимулируют работу мозга и увеличивают объем памяти.
Чаще всего врачи назначают «Пантогам» для повышения работоспособности и стимуляции центральной нервной системы.
Для снятия напряжения и улучшения сна назначается «Глицин», «Фенибут» – для устранения чувства страха, «Кортексин» применяют при наличии травм головы. Также необходимо скорректировать рацион питания.
Лечение нарушения слуха у ребенка происходит с помощью следующих способов:
- Фармацевтические средства.
- Установленные способы сурдологического и логопедического характера.
- Постоянные упражнения слухового и речевого развития.
- Применение аппаратов слухопротезирования.
- Советы психоневролога для стабилизации нервной системы и психологической сферы малышей.
Логопедическая работа
Логопедическая деятельность при нарушении слуха детей в ДОУ играет важную роль, так как у слабослышащих ребят прослеживаются патологии речи, связанные с произношением.
Логопеды проводят обучение таким способом, чтобы усовершенствовать артикуляцию и достичь естественного произнесения слов и фраз.
При этом применяются разнообразные логопедические технологии общего характера и подобранные специально, учитывая индивидуальные особенности малышей.
Существует несколько процедур, которые используются при патологиях слухового канала с целью усовершенствования его функционирования. К ним принадлежат специализированные упражнения на дыхание, а также с языком, челюстями, губами, улыбкой и надуванием щек.
Профилактика
Самые распространенные причины нарушения слуха у детей – наследственность, негативные факторы окружающей среды, неправильный образ жизни родителей и перенесенные болезни.
На основе этого списка можно сделать выводы о том, как обезопасить ребенка от проблем со слухом. С наследственностью ничего сделать нельзя – можно лишь защитить ребенка путем прохождения частых медицинских обследований и своевременных диагностик нарушений.
Во время планирования ребенка также необходимо позаботиться о его здоровье, то есть:
- начать вести здоровый образ жизни;
- пить витамины;
- встать на учет в центре планирования семьи;
- сдать анализы.
Другие меры
Чтобы не травмировать ушную раковину новорожденного, необходимо правильно чистить уши. Не стоит чистить уши слишком часто – это может навредить, так как в малых количествах ушная сера защищает ушную раковину от агрессивной окружающей среды.
Когда малыш подрастет, необходимо научить его правильно чистить уши и контролировать этот процесс хотя бы в течение нескольких месяцев.
Обезопасьте ребенка от попадания воды в уши во время принятия ванны, душа или купания в водоеме. Контролируйте ребенка во время игр – не позволяйте ему засовывать в уши маленькие острые предметы.
И главное, как уже обозначалось, при малейших подозрениях сразу же обратиться к специалисту. Ведь на ранней стадии вылечить болезнь гораздо легче, чем запущенную ее форму.
Источник: http://fb.ru/article/381848/klassifikatsiya-narusheniya-sluha-u-rebenka-prichinyi-poyavleniya-simptomov-i-metodyi-lecheniya
Нарушение слуха у детей: причины, классификация, лечение
Нарушения слуха возникают у детей различного возраста на фоне наследственности и других вредных воздействий.
Существует большое количество типологий нарушений, каждая из которых отличается своим критерием, который в нее заложен. Лечение осуществляется как медикаментозно, так и с помощью операций.
Диагностику осуществляют с помощью инструментальных методов исследования и сбора анамнеза у родителей.
Причины развития нарушений слуха
Нарушения слуха у детей, подростков и детей школьного возраста развиваются по различным причинам. К факторам возникновения нарушений слуха относится наследственность. Если слух снижен или отсутствует у кого-то из родителей, то вероятность возникновения слуховой патологии у ребенка высока.
Кроме этого, к причинам появления этих патологий относят эндогенное и экзогенное воздействие на орган слуха плода.
Инфекционные заболевания матери в первом триместре беременности (грипп, краснуха, корь, герпес, туберкулез) могут повлиять на формирование этого недуга.
Интоксикация мамы на фоне приема антибиотиков или алкоголя и профессиональных вредных факторов, а также травмы во время беременности приводят к развитию нарушений слуха у будущего ребенка. Причиной врожденных нарушений слуха является несовместимость крови плода и матери.
Приобретенные патологии слуха возникают по причине развития воспаления в среднем ухе (отит) или во внутреннем ухе, в стволе слухового нерва, а также при заболеваниях носа и носоглотки.
Слуховые нарушения возникают при перенесении инфекционных заболеваний ребенком (менингит, скарлатина и др.). Слуховой аппарат может пострадать на фоне родовой травмы при сдавливании головы ребенка или из-за наложения акушерских щипцов.
Нарушения слуха возникают при травмах внутреннего уха, которые возникают из-за падения ребенка с большой высоты или ДТП.
Виды и основные клинические проявления
Существует большое количество классификаций нарушения слуха, каждая из которых отличается друг от друга положенными в основу причинами. Л. В. Нейман в 1977 году предложил классификацию в зависимости от степени поражения слуховой функции и возможности развития речи при таком состоянии слуха. Выделяют два вида нарушений слуха:
- тугоухость — снижение слуховой функции, при котором возникают трудности в восприятии речи и ее овладении, но овладение слуха остается возможным с ограничением словарного запаса;
- глухота — снижение слуха, при которой самостоятельное овладение речью невозможно.
Критерием этой классификации является степень понижения слуха в области речевого диапазона частот от 500 до 4000 Гц. Ученый выделяет три степени тугоухости:
Степень | Громкость | Характеристика |
Первая | Снижение слуха не превышает 50 дБ | Речевое общение сохранно, ребенок разборчиво понимает речь на расстоянии более 1-2 метров |
Вторая | Потеря слуха от 50 до 70 дБ | Коммуникация осуществляется с трудностями, потому что речь воспринимается ребенком на расстоянии до 1 метра |
Третья | Потеря слуха более 70 дБ | Происходит нарушение общения, т. к. ребенок не воспринимает речь около уха |
Нарушение восприятия и овладевания речью происходит при снижении слуха ребенка на 15-20 дБ. Это, по мнению Неймана, является границей между нормальным слухом и тугоухостью. Пограничное состояние находится на уровне 85 дБ.
Существует четыре группы глухих детей. К первой группе ученый относит детей, которые воспринимают звуки с частотой 125-250 Гц. Вторая группа глухих детей характеризуется восприятием звуков до 500 Гц. Третья группа — дети, которые могут воспринимать звуки частотой до 1000 Гц, а к четвертой относятся пациенты, воспринимающие звуки в широком диапазоне (от 2000 Гц и выше).
Дети с небольшими остатками слуха воспринимают очень громкие звуки на маленьком расстоянии (крик, гудок паровоза или удары в барабаны). Те пациенты, которые относятся к третьей и четвертой группе, могут воспринимать звуки музыкальных инструментов, громкие голоса животных и бытовые звуки, а также речь.
Согласно Международной классификации болезней, выделяют пять степеней нарушений слуха:
Степень | Восприятие громкости |
Первая | Снижение слуха на уровне не более 40 дБ |
Вторая | 40-55 дБ |
Третья | 55-70 дБ |
Четвертая | 70-90 дБ |
Глухота | Более 90 дБ |
В зависимости от причин возникновения патологии выделяют наследственную, врожденную и приобретенную тугоухость. По локализации принять различать три формы нарушений:
- нейросенсорная форма развивается при поражении звуковоспринимающего аппарата, т. е. внутреннего уха, слухового нерва или структур слухового анализатора и встречается в 91% случаев у пациентов, которые страдают нарушениями слуха;
- кондуктивная тугоухость возникает по причине развития нарушений в звукопроводящем аппарате: наружного уха, барабанной перепонки и слуховых косточек (среднего уха);
- смешанная форма.
Строение слухового аппарата
Классификация Боскис
В основу типологии Р. М. Боскис были положены следующие критерии:
- Нарушение работы слухового анализатора следует рассматривать отлично от такого же нарушения у взрослых людей. У взрослого такое нарушение приводит к проблемам в общении, а у детей это влияет на психическое развитие ребенка, происходят нарушения в формировании речи и возникают другие расстройства.
- Необходимо учитывать возможность самостоятельного овладения речью при нарушении слуха. Невозможность полного восприятия формирует препятствия для овладения речью. Отсутствие устной речи или ее недоразвитие влияет на нарушение в формировании письменной речи (понимание текста и невозможность передачи собственных мыслей в письме).
- Слух и речь тесно связаны, т. е. слуховые патологии препятствуют развитию речевой функции, а нормальное применение слуха зависит от уровня развития речи.
- Дети с нарушениями слуха имеют различный уровень развития речи, и это зависит от степени нарушения слуховой функции, времени возникновения, условий нахождения ребенка после появления патологии и его индивидуальных особенностей.
Наблюдается взаимосвязь между снижением слуха и состоянием речевой функции: чем больше потеря слуха, тем сильнее страдает речь детей. При тяжелых нарушениях она вообще не формируется без специального обучения.
Время потери слуха также влияет на развитие речи: чем раньше оно возникло, тем больше оно отражается на развитие речи.
Потеря слуха в возрасте до двух лет, когда речь не сформировалась, приводит к полному ее отсутствию.
У старших дошкольников при потере слуха речь частично сохраняется, но если не оказывать специальную педагогическую помощь, нарушения речи будут прогрессировать.
Чем раньше осуществлена диагностика нарушений слуха и оказано лечение для устранения последствий его снижения, тем успешнее будет проходить развитие ребенка.
Для того чтобы речь развивалась у плохослышашего малыша нормально, важно чтобы уровень психического развития был в норме и отсутствовали такие нарушения, как задержка психического развития, умственная отсталость, нарушения зрения. На это влияют и личностные особенности детей. Общительные дети лучше овладевают речью, чем пассивные.
На основе этого Р. М. Боскис выделила две группы детей со слуховыми нарушениями:
Категория | Характеристика |
Глухие | Самостоятельное овладение речью невозможно. Не воспринимают чужую речь |
Слабослышащие | Ребенок может сам овладеть речью. Дети могут воспринимать шепот и речь разговорной громкости |
В зависимости от состояния речи у глухих детей выделяют две категории. К первой относятся дети без речи, которые родились глухими или потеряли слух до двух лет, — ранооглохшие дети. Ко второму виду относятся дети, которые потеряли слух в период, когда их речь была сформирована (позднооглохшие).
Существует две категории слабослышащих детей. К первой группе относятся дети, которые к началу поступления в школу имеют тяжелое недоразвитие речи, т. е.
у них наблюдается неправильное построение фраз, нарушения лексико-грамматического и фонетического строя речи).
Вторая группа характеризуется тем, что дети владеют развернутой фразовой речью и отмечаются небольшие нарушения в грамматическом строе и фонетическом оформлении.
Признаки
Если у малыша до четырех месяцев не наблюдается реакция на громкие звуки, к 7-9 месяцам он не может определить источник звука, а в 1-2 года у него отсутствует словарный запас, то необходимо безотлагательно обратиться к врачу.
Дети в более старшем возрасте могут не реагировать на шепот или разговорную речь, которая обращена к ним сзади, не отзываются на свое имя, переспрашивают одно и тоже два-три раза и не различают звуки окружающей среды. Тугоухость характеризуется наличием недоразвития речи, т. е.
имеет место нарушение произношения звуков, отмечаются трудности в различении фонем.
У детей ограничен словарный запас и несформирован лексико-грамматический строй речи. Это влияет на развития нарушений чтения (дислексия) и письма (дисграфия). Первыми признаками тугоухости в детском возрасте являются вестибулярные нарушения (неустойчивость походки, шум в ушах, головокружения).
Диагностика
Диагностика осуществляется такими специалистами, как неонатолог, педиатр, детский отоларинголог. У новорожденных детей, которые хорошо слышат, регистрируются различные безусловные реакции (расширение зрачков, торможение сосательного рефлекса и др.).
В возрасте 3-4 месяца ребенок обладает способностью к локализации источника звука.
Для выявления патологии наружного уха и барабанной перепонки проводится отоскопия — исследование наружного слухового прохода и барабанной перепонки с помощью осветительного прибора.
Для изучения слуховой функции у детей младшего школьного и дошкольного возраста применяется игровая аудитометрия (оценка остроты с помощью аудиометров), у школьников — речевая и тональная аудиометрия, камертональное исследование слуха (с использованием камертона). Для исследования слуха используется акустическая импедансометрия и регистрация слуховых вызванных потенциалов.
Чтобы выявить локализацию поражения слухового анализатора применяется электрокохлеография. Этот метод заключается в установлении электрода в наружный слуховой проход или на барабанную перепонку). Если у ребенка обнаруживается снижение слуха, то его направляют к обследованию и лечению к сурдологу, отоневрологу или слухопротезисту.
Лечение и профилактика
Детей с этими патологиями лечат с помощью медикаментов, физиотерапии и оперативных вмешательств. В некоторых случаях необходимо удалить серную пробку или инородное тело из уха для того, чтобы избавиться от нарушений слуха.
Если у ребенка поражена барабанная перепонка или слуховые косточки, то нужно провести мирингопластику (восстановление целостности барабанной перепонки при помощи взятия кожного лоскута над ушной раковиной и накладывании на отверстие) и протезирование слуховых косточек.
Медикаментозная терапия осуществляется в зависимости от причины и степени тугоухости. Если нарушение слуха возникло на фоне сосудистых патологий, то назначают лекарства, которые способствуют улучшению кровоснабжения во внутреннем ухе (винпоцетин, папаверин, никотиновая кислота). При нарушении слуха из-за инфекционных заболеваний применяются антибиотики.
К немедикаментозным способам лечения относится пневмомассаж барабанной перепонки, который заключается в подаче переменного давления специальным прибором. Активно применяется иглорефлексотерапия (иглоукалывание) и магнитотерапия (воздействие магнитным полем на слуховой аппарат). В некоторых случаях используется электрофорез — введение лекарственных средств с помощью электрического тока.
Иногда для лечения детей используется слухопротезирование (применение слуховых аппаратов) или кохлеарная имплантация (установка в улитку внутреннего уха электронной системы, которая обеспечивает звуковосприятие). Реабилитация детей с нарушениями слуха включает в себя помощь и других специалистов. К ним относится логопед, дефектолог и детский психолог.
Профилактика задержки речевого развития и отставания в развитии интеллекта заключается в своевременном выявлении нарушений слуха и при первых признаках нужно обратиться к врачу. При раннем начале лечения можно добиться стабилизации слуха. Следует лечить патологии ЛОР-органов и проводить постоянные вакцинации.
Источник: https://pneumonija.com/ear/deafness/narushenie-sluxa-u-detej.html
Симптомы болезни — нарушения слуха у ребенка
Нарушения у взрослых Нарушения у детей
Нарушения и их причины по алфавиту:
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Нарушение слуха – очень часто встречающаяся проблема. В мире более 500 миллионов страдающих от нарушения слуха.
И это число постоянно растет, поскольку экология продолжает ухудшаться, шумовое загрязнение окружающей среды увеличивается, а люди в большинстве своем по-прежнему беспечно относятся к собственному здоровью. Нарушение слуха у детей – проблема медицинская, психологическая и социальная.
Нарушения слуха у детей встречаются чаще, чем это может казаться. В той или иной степени ими страдают около 15 из 1000 новорожденных. В 0,5% случаев это глухота и тяжелые поражения слуха, граничащие с глухотой.
Нарушения слуха в той или иной степени встречаются достаточно часто у детей разного возраста. К категории детей с нарушением слуха относятся только дети, имеющие стойкое (т.е. необратимое) двустороннее (на оба уха) нарушение слуховой функции, при котором нормальное (на слух) речевое общение с другими людьми затруднено или невозможно. Специалисты различают кондуктивные и сенсоневральные нарушения слуха. При кондуктивных нарушениях внутреннее ухо человека функционирует нормально. В данном случае проблема возникает во внешнем или в среднем ухе, чаще всего носит временный характер и излечима. Это, например, воспаление среднего уха (отит), образование серных пробок, аномальное строение наружного и среднего уха (отсутствие или недоразвитие ушных раковин, заращение слуховых проходов, дефекты барабанной перепонки и др.), инородные тела в ухе и др. Сенсоневральные нарушения слуха связаны с поражением внутреннего уха. К сожалению, данный тип нарушений носит необратимый характер, при которых современная медицина восстановить нормальный слух не в силах. Причины стойких необратимых нарушений слуха: а) наследственные заболевания, сопровождающиеся поражением слухового анализатора; б) вирусно-инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, герпес, токсоплазмоз, цитомегаловирус), токсикозы беременности, особенно в случае их возникновения в первые 3 мес. беременности; в) применение лекарственных препаратов с ототаксическим действием (антибиотиков стрептомицина, канамицина, гентамицина и др., фуросимида, хинина), назначаемых матери во время беременности или ребенку в раннем возрасте; г) родовая травма, асфиксия новорожденного; д) недоношенность (роды ранее 32-й нед. беременности) и/или вес при рождении 1500 г; е) детские вирусные и инфекционные заболевания (менингит, энцефалит, скарлатина, тяжелые формы паротита, кори, осложнения гриппа); ж) острые и хронические воспалительные процессы слухового аппарата ребенка;
з) черепно-мозговые травмы ребенка.
Вы заметили нарушение слуха у детей? Вы хотите узнать более детальную информацию или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.
Как обратиться в клинику: Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.
Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.
У Вас нарушился слух у ребенка? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными.
Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно.
Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни. Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом.
Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача, чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.
Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации, возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой.
Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию на форуме.
Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Eurolab, чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.
Другие виды нарушений на букву «с»:
Карта симптомов предназначена исключительно для образовательных целей. Не занимайтесь самолечением; по всем вопросам, касающимся определения заболевания и способов его лечения, обращайтесь к врачу. EUROLAB не несет ответственности за последствия, вызванные использованием размещенной на портале информации.
Если Вас интересуют еще какие-нибудь симптомы болезней и виды нарушений или у Вас есть какие-либо другие вопросы и предложения – напишите нам, мы обязательно постараемся Вам помочь.
Источник: https://www.eurolab.ua/symptoms/disorders/70/
Чем отличаются от других дети с нарушением слуха
Согласно исследованиям, на одну тысячу малышей рождаются 2 ребенка, имеющих проблемы с восприятием звуков. Такие дети с нарушением слуха ведут себя иначе, чем те, кто хорошо слышит, что происходит вокруг них.
Если родители обнаруживают, что ребенок не реагирует на шум, они должны как можно скорее отправиться на консультацию к отоларингологу.
Четкое понимание того, что такое тугоухость и глухота, поможет распознать проблему на ранней стадии, своевременно начать лечение и успешно применить меры профилактики.
Основные причины потери слуха
Патология может быть врожденной или приобретенной, полной или частичной. Полная потеря слуха у ребенка называется глухотой, частичная — тугоухостью. Важно точно определить, почему малыш не различает звуки.
Причины нарушения слуха у детей могут быть следующими:
- врожденные патологии, обусловленные генетическими сбоями в период формирования плода;
- синдромы Пендреда, Альпорта, Клиппеля-Фейля, Джервелла, Ледпарода;
- инфекционные заболевания матери в период беременности (хламидиоз, менингит, краснуха, сифилис, ветрянка);
- соматические болезни у женщины в период вынашивания плода (нефрит, сахарный диабет, сердечно-сосудистые патологии, тиреотоксикоз);
- вредные привычки родителей — курение, алкоголизм, наркозависимость;
- гемолитическая болезнь (несовместимость крови матери и ребенка, резус-конфликт);
- применение наркоза в период беременности;
- недоношенность и вес новорожденного менее 1,5 кг, родовая травма;
- кислородное голодание плода во время беременности и в период родов;
- длительное воздействие на малыша шума;
- травмы, ожоги, механические повреждения наружного или среднего уха;
- попадание в наружный слуховой проход инородных тел;
- детские инфекционные болезни (краснуха, паротит, ветряная оспа);
- заболевания слухового аппарата, носоглотки и полости носа (хронический и острый ринит, полипоз, средний, хронический или острый отит, воспаление слухового нерва, аденоидов, искривление носовой перегородки, тубоотит, синусит, фурункулез);
- злокачественные и доброкачественные внутриушные новообразования;
- осложнение после применения антибиотиков;
- перфорация барабанной перепонки.
Если снижение слуха наблюдалось у родителей, то существует большая вероятность диагностирования тугоухости у детей. За генетическое нарушение восприятия звуков отвечают рецессивный и доминантный гены. Если болезнь заложена в рецессивном гене, то она будет проявляться не в каждом поколении. В противном же случае ее получат по наследству все потомки.
Типы и степени болезни
Тугоухость — состояние, характеризующееся частичной потерей слуха, при котором наблюдается снижение способности понимать и обнаруживать окружающие звуки. Классификация тугоухости по типу:
- кондуктивная;
- нейросенсорная (сенсоневральная);
- смешанная.
Кондуктивная тугоухость — это частичное нарушение слуха, обусловленное затруднением прохождения звуковых волн через элементы, составляющие слуховой аппарат человека (наружное ухо — барабанную перепонку — среднее и внутреннее ухо). Может быть односторонней и двухсторонней. В большинстве случаев заболевание остро выражено и имеет благоприятный прогноз, так как данный вид патологии хорошо поддается медикаментозному лечению.
Нейросенсорная тугоухость — потеря возможности воспринимать звуки из-за поражения составляющих внутреннего уха, восьмой пары черепно-мозговых нервов и центральных слуховых нервов головного мозга. Встречается как односторонняя, так и двухсторонняя.
Смешанный тип представляет заболевание, включающее в себя симптомы кондуктивной и нейросенсорной тугоухости. Потеря слуха происходит постепенно, как правило, в течение длительного периода, приобретая хроническую форму.
Выделяют три степени тугоухости:
- легкую (порог слышимости — 25-40 дБ, при котором ребенок не слышит шепота и тихих звуков, испытывает трудности с разборчивостью речи, не различает речь на фоне шума);
- среднюю (40-55 дБ, родителям требуется значительно повышать голос, ребенок не различает большинство звуков);
- тяжелую (65 -75 дБ, малыш слышит только очень громкие звуки, испытывает непреодолимые трудности в общении).
Двусторонняя тугоухость свыше 90 дБ свидетельствует о том, что у ребенка полная глухота, он может объясняться только с помощью жестов. В этом случае малышу дается группа инвалидности.
Выяснить степень развития болезни у детей помогает профессиональная диагностика, включающая в себя сбор анамнеза и аудиологическое обследование (аудиометрию, импедансометрию и камертональные пробы).
Трудности выявления заболевания
Проблемы с восприятием звуков у малыша можно заметить далеко не сразу. Выявить нарушение фонематического слуха (способности понимать и анализировать речь) можно только к 2-3 годам, когда речь ребенка становится осознанной. То же возрастное ограничение касается применения других диагностических методик. Раньше расстройства слуха можно определить лишь посредством неонатального скрининга.
Своевременная диагностика дает слабослышащему ребенку больше шансов на полноценную жизнь. Родителям, чьи дети находятся в группе риска, следует с первых дней жизни малыша наблюдать за его реакцией на разные по частотности звуки.
Если ребенок до 6 месяцев не реагирует на нормальные слуховые раздражители (голос родственников, музыку, уличный шум), а к году не произносит гласных звуков, то наверняка есть проблемы со слуховым аппаратом.
Если патология приобретенная вследствие хронических или других заболеваний, то родителей должно насторожиться, когда ребенок постоянно усиливает звук в телевизоре или магнитофоне, не сразу отвечает на вопросы, находясь в другой комнате.
Дело в том, что дети, которые хорошо слышали до этого, могут без особого труда научиться читать по губам матери, а поскольку какого-либо физического дискомфорта потеря слуха не доставляет, они не обращают на нее внимания.
На наличие тугоухости у малыша указывают следующие признаки:
- В возрасте около полугода ребенок не реагирует на собственное имя.
- У малыша отсутствует реакция на громкие и резкие звуки, ему сложно определить источник шума.
- К году детский лепет заменяется не слогами и первыми словами, а высокочастотными выкриками.
- В 2 года ребенок не произносит отдельные слова и простые предложения.
- В характере и поведении малыша превалируют замкнутость, агрессивность.
Сопутствующие признаки тугоухости включают в себя:
- шум и ощущение заложенности в ушах;
- боль, зуд в ушных раковинах;
- головокружение, тошноту, рвоту;
- потерю равновесия.
В зависимости от первопричины возникновения заболевания симптомы сильно разнятся. В редких случаях сенсорная тугоухость протекает бессимптомно, и вовремя выявить патологию поможет только ежегодный профилактический осмотр у лор-врача. При необходимости доктор назначит клиническое обследование и подберет эффективные методы коррекции слуха.
Лечение и профилактики
Терапия кондуктивной тугоухости включает в себя применение противовирусных, противовоспалительных препаратов, прием высоких доз витаминов (А, Е и С), медикаментозное воздействие на основное заболевание. При сенсорневральном типе болезни лекарства не помогут.
Лечение тугоухости у детей предполагает использование микротоковой рефлексотерапии и трансплантации стволовых клеток в структуру улитки. Для терапии нейросенсорной и смешанной форм заболевания применяются имплантационная хирургия, установка слухового аппарата, усиливающего звуки.
Необходима профилактика нарушений слуха у детей. К предупреждающим мерам развития тугоухости можно отнести:
- регулярные осмотры ребенка у отоларинголога;
- контроль окружающего малыша шума;
- лечение инфекционных заболеваний под наблюдением педиатра;
- своевременное выявление первых признаков снижения слуха;
- консультацию генетика во время беременности.
Родители должны оберегают своего ребенка от попадания влаги в уши, особенно если есть проблемы с органами слуха.
У детей дошкольного возраста короткая слуховая трубка, поэтому даже маленькое количество влаги может спровоцировать отит, а резкое погружение в воду — повреждение барабанной перепонки. Нарушение слуха от воды не произойдет, но частые отиты могут к нему привести.
Поэтому, если не удалось защитить ушки, постарайтесь тщательно вытереть их сразу после купания, на море и в бассейне используйте специальные беруши.
Еще один важный аспект — гигиена. С 4-5 лет приучайте ребенка самого чистить ушки специальными палочками, предназначенными для детей. Расскажите ему, что опасно засовывать палочку глубоко, а еще чистить уши слишком часто, ведь сера — это защита слухового аппарата от внешних раздражителей. Любые механические воздействия на ушную раковину, в том числе дергание за уши, недопустимы.
Особенности социальной адаптации и обучения
Все виды тугоухости требуют реабилитации и адаптации ребенка в социуме. Нарушения восприятия звуков в раннем детстве ведет к неспособности научиться говорить. Потеря слуха в раннем возрасте в 80% случаев приводит к задержке развития моторики.
Все дело в том, что у детей срабатывает обостренный инстинкт самосохранения, ведь родители не всегда могут уделить ему много внимания, и слабослышащий малыш приобретает отрицательный опыт (например, не услышал машину). Малоподвижность ведет к дисгармоничному физическому развитию (в 62% случаев), дефектам опорно-двигательного аппарата (в 44% случаев).
Тугоухость у детей влечет за собой и отставание в психическом развитии из-за недостатка информации. Такие отклонения выявляют в 90% случаев, даже если малыш родился здоровым.
Малыши с нарушениями слуха отстают от сверстников в развитии на 2-3 года, поэтому их обучение проходит в специальных учреждениях, обычно пансионного типа. Таким детям требуется не только образовательный процесс, подстроенный под их физический дефект, но и правильно организованный досуг со сверстниками.
Очень часто у малышей, которые попали в такую школу, через небольшой промежуток времени восстанавливаются поведенческие навыки, у них формируются речь, мышление и словесная память. Многие возвращаются к нормальной жизни и в дальнейшем могут обучаться в обычной школе.
Такая социализация помогает ребенку обрасти уверенность в себе.
Для обучения языку в специализированных школах используют особые методики, детей учат читать по губам. Такие навыки, а также применение слухового аппарата помогают малышам вести нормальный образ жизни.
Источник: https://gluhihnet.ru/bolezni/deti-narusheniem-sluha-tugouhost.html
Поделиться: